Рисунок на ткани

Когда появились первые ткани и текстильные изделия? Когда возникла потребность зашторивать окна, появление различных разновидностей шторы, формирование стилисти интерьера, история развития текстильного дизайна.  Декоративные ткани античного мира и Древнего Востока стали известны современной истории по памятникам изобразительного искусства и литературы.

Археологи находили в раскопках Египта кусочки, обрывки и фрагменты льна с различной орнаментикой. Специальное аналитическое оборудование позволило определить что данные части ткани были изготовленны, сотканы во II тысячелетии до нашей эры. 2000 лет, подумать только, люди уже создавали ткань с рисунком — вот вам и текстильный дизайн.

Шёлковые и «золотные» ткани с металлической нитью

Необыкновенной, сказочной красотой с древних времен славились китайские, главным образом шёлковые и «золотные» ткани, т.е. ткани с металлической нитью. Сохранились фрагменты узорчатых тканей V-III вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и др. Орнамент китайских тканей — это геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения: круг, дракон, облака, иероглифы.

К китайским тканям близки по составу, текстуре и орнаменту японские ткани. На протяжении веков славились индийские хлопчатобумажные и шёлковые ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов, а также из сюжетных сцен.

Иран с древних времён вырабатывал изысканные шерстяные и шёлковые ткани: сохранились фрагменты прекрасных шёлковых тканей: их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В XV-XVII вв. высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, а также атлас и бархат; для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса.

Орнаментация византийских тканей испытала значительное воздействие античного и иранского древнего искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами.

Турецкие атласы и бархаты на бумажной основе украшали крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики.

Итальянские ткани приобрели известность с XIV в. Расцвет их производства приходится на XVI-XVII вв. Наиболее известны венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным узором, различные бархаты с геральдическим и растительным орнаментом, реже — с изображением зверей. Очень ценилась парчевые итальянские ткани.

Производство французских тканей, достигло расцвета в XVIII в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат, атлас и камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены.

К сороковым годам 18 века относится изобретение французским механиком Ж. Вокансоном станка для крупноузорчатых шёлковых тканей. Станок этот, однако, не получил распространения, хотя он и повысил производительность труда, так как он требовал нового усовершенствования техники прядильного производства; с другой стороны, он вызывал сопротивление со стороны ткачей, многие из которых теряли работу.

В Древней Руси изготовление льняных и шерстяных тканей было одним из важнейших ремёсел. В уставе Ярослава Мудрого (1051-53) имеются специальные указания, касающиеся развития производства льняных тканей.

Самой трудоёмкой отраслью ткацкого производства было узорчатое, особенно широко распространённое в шёлковой промышленности Франции. Радикальное изменение техники узорчатого ткачества связано с именем франц. изобретателя Ж. М. Жаккара, который в 1804-08 создал станок для производства крупноузорчатых тканей.

Грубые ткани из растительных волокон — льна, конопли, крапивы — появились еще в эпоху неолита. В середине III тысячелетия до н. э. мумии египетских фараонов уже заворачивали в тончайшие льняные полотна. По новой версии, аргонавты, отправившись за золотым руном в Колхиду, искали не шкуру барана, а секрет получения нежнейшей льняной пряжи.

В Византии при оформлении интерьеров ткань использовалась повсюду: ею драпировались дверные проемы, устилались диванчики и столы, оборачивались колонны. Предпочтение отдавали шелку, услаждающему тело и взор.

В средневековых замках холод стен смягчали гобелены, полы были скрыты коврами, вверху простирались матерчатые подвесные потолки. Ткань играла не только функциональную и эстетическую роль, она стала своеобразным календарем: драпировки сменяли друг друга в соответствии с религиозными празднествами, временами года, охотничьими сезонами — всем тем, что определяло ритм жизни хозяина замка. Скажем, в королевском дворце в Фонтенбло интерьер менялся несколько раз в сутки.

Джим Томпсон, коллекционер и поклонник тайского шелка, придумал свой, неожиданный поворот в его производстве. Английский промышленник не стал строить огромные ткацкие фабрики и свозить туда случайных людей. Томпсон раздавал заказы на ткань необходимого цвета и рисунка самим тайским ткачам, работающим в маленьких семейных мастерских, и в результате получал уникальные штучные отрезы материи.

Ныне азиатские, африканские, мексиканские, египетские, китайские и наиболее эксплуатируемые в последнее время японские этнические мотивы заимствуются европейскими дизайнерами. Чаще других используется начертание иероглифов, иногда один знак занимает все пространство шторы. Это заведомо «экологическое» направление дизайна, в том числе по составу применяемых материалов.

Изначально для окрашивания тканей применялись натуральные вещества. Причем некоторые красители ценились на вес золота, поскольку изготавливалась из редких экзотических растений, а, например, королевский пурпур — из особых моллюсков. Чтобы получить килограмм материи роскошного пурпурного цвета, требовалось выловить и превратить в зловонный бульон две тысячи моллюсков. Ценой их гибели была драгоценная, не выгорающая на солнце краска, используемая только для нарядов королей и духовенства.

В 1785 англичанин Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок. Картрайт не создал принципиально новой системы, а лишь механизировал процесс выработки ткани на станке, освободив ткача от ряда двигательных операций. В дальнейшем в конструкцию ткацкого станка был внесён ряд усовершенствований, важнейшими из к-рых являются: приёмный товарный механизм (англ, изобретатель Р. Миллер, 1796), ремизо-подъёмные устройства (англ, изобретатель Дж. Тодд, 1803), механизм координации движения основного навоя и товарного валика (англ, изобретатель Р. Роберте, 1822), самодействующая шпарутка (Сев. Америка, 1833) и др. Принципиально важным было создание в 1844 русским изобретателем Д. С. Лепешкиным механического самоостанова станка при обрыве уточной нити, что позволило обслуживать одному ткачу не один, а два станка и более. С 1852 в Англии был введён новый метод прокидки челнока, а в 1853 русский изобретатель Петров предложил наиболее совершенную систему боевого механизма, получивший в дальнейшем применение и развитие в современных ткацких станках.

В 1992 году миру был явлен необычный хлопок — не белый, а окрашенный в разные оттенки коричневого, оливкового, зеленого и красного. Самое удивительное, что это был натуральный цвет хлопковых волокон. Природно-окрашенный хлопок замечателен не только своими оттенками. Это экологически чистый материал с бактерицидными свойствами, поскольку в его состав входят химические соединения, подавляющие рост бактерий. Ценные качества не разрушаются при кипячении и безвредны для человека.

Указание на натуральный состав ткани — не гарантия ее экологической чистоты. Вредные вещества могут попасть в волокна растения еще на полях или в процессе крашения. Кроме того, нередко человек испытывает неудобства именно от контакта с природными материалами (аллергия на шерсть, запах, пыльцу, микроорганизмы и т. п.).Особые пропитки способны сделать ткань пылеотталкивающей, водоотталкивающей, несминаемой, не пропускающей ультрафиолет, невыгорающей и даже негорючей. Именно такие материи следует выбирать для текстильного оформления интерьера, поскольку любая другая быстро потеряет товарный вид. Во всем остальном ткани для одежды и для дома равны. Если вы следите за модой на подиумах, то знаете, какие материи модны и в дизайне интерьеров.

Рецепт получения современных тканей так же сложен и недоступен конкурентам, как в былые времена. Причем создание новейших материй с использованием компьютерных технологий идет параллельно с не менее волнующим процессом — изготовлением традиционных тканей по древним рецептам. И сегодня, как в XVI-XVII веках, знаменитый лионский шелк, сотканный вручную, месяц вымачивают в реке для придания ему мягкости и упругости. А ткань XXI века швейцарской фирмы SAHCO HESSLEIN на 20% состоит из шелковых и на 80% из металлических нитей. C ней можно работать, как с глиной: мять, скручивать в жгуты, заламывать складки.

Первым освоенным, окультуренным человеком волокном был лен. Еще пять тысяч лет до рождества Xристова в долине реки Нил на территории современного Египта из льна изготавливали ткани. Еще раньше наши предки умели извлекать волокна из стеблей лубяных растений, плести из них подобие тканей и использовать их для прикрытия своего тела.

Слово хлопок («cotton») происходит от арабского слова «quoton». Одной из загадок развития человеческой цивилизации остается вопрос: каким образом человек научился выращивать хлопок, прясть его и ткать из него ткани в одно и тоже время на разных континентах (в Азии и в Южной Америке, в стране древних Инков — Перу). Еще в неоткрытой европейцами Южной Америке, древние инки выделывали хлопчатобумажные ткани превосходного по современным меркам колористического оформления и качества. Таким образом, эти технологии были освоены еще в доисторические времена на разделенных друг от друга тысячами километров континентах.

2640лет до н.э легенда гласит, что китайский император Хзи-Линг-Чи поощрял развитие шелководства и культивировал посадку тутовника и разведение червей шелкопрядов.

1500лет до н.э В Индии выращивали хлопок, пряли хлопок и ткали ткани. Древние законы Ману устанавливали, что жертвенные веревки браминов должны изготавливаться из хлопка («karpasi»), что кража этих веревок — наказуема штрафом. Упоминалось, что рисовая вода (предтеча крахмальной шлихты) использовалась в технологии ткачества.

715 лет до н.э Крашение шерсти — ремесло в Риме

715 лет до н.э Крашение шерсти осваивается как ремесло в Риме. 327лет до н.э Александр Македонский во время его похода в Индию описывает исключительно красочные набивные х/б ткани, а также производство льняных тканей и из других лубяных волокон. С этого времени (в течение последующих 300 лет) начинается активное распространение одежды из хлопка во всех странах Средиземного моря. Этому бесспорно способствовали походы Александра Македонского, за которым всегда шествовали купцы.

200лет до н.э Римляне начали селективное выведение специальных пород овец с тонкой и длинной шерстью и, наконец, вывели замечательную породу тонкорунных мериносовых овец «тарантино» (скрещивание греческого барана с римской овцой).

273 г. н.э. Император Аурелиан отказал в просьбе своей жене приобрести платье из пурпурного шелка по той причине, что оно было прозрачно и поэтому слишком экстравагантно. В то время цена шелка по весу соответствовала цене золота («фунт на фунт»).

552 год Одной из самой вожделенной и бесценной для европейцев материей был шелк. Китаю удавалось хранить тайну его получения более двух тысяч лет. Каждого, кто пытался вывезти из страны шелкопряда, ждала смертная казнь. Два несторианских монаха успешно провезли из Китая несколько «живых» коконов тутового шелкопряда, спрятав их внуть своих посохов и преподнесли их императору Юстиниону. Это было начало становления технологии производства шелка на западе. Очень быстро после этого коконы были «высижены», черви выросли и посажены на выращивание специально на черные шелковицы. Константинополь становится центром производства шелка.

768 год Король Франции Карл Великий придя на престол стал поощрять развитие текстиля и основал два текстильных центра в Лионе и Руане, до сих пор не потерявших своей роли. Лион стал и до сих пор продолжает оставаться центром шелковой промышленности Франции. Несколькими годами позже Франция стала экспортировать красивые шелковые ткани в Западную Европу. До сих пор эти текстильные центры остаются местом притяжения для покупателей и торговцев текстиля.

900 год Альфред Великий — король Англии (871-901) много делал для развития шерстяной промышленности в Англии. Его мать поощряла прядение на дому английскими женщинами, чтобы обеспечить подъем ткачества.

961 год Во Фландрии в городах Брюгге и Гент начинают использовать ткани для интерьера домов. Эта мода была завезена с Востока.

Знаменитое семейство Медичи патронировало производство и торговлю текстилем. Они создали специализированные «текстильные» банки, как у себя во Флоренции, так и за рубежом. Многие члены этой знаменитой семьи входили в состав текстильных гильдий и были весьма сведущими людьми в этой области. Можно сказать, что Медичи были основателями банковской системы, необходимой для поддержки и роста текстильной промышленности и смежных отраслей.

1516 год Леонардо да Винчи изобрел механическую скоростную прялку. Это было первое в истории текстиля устройство для непрерывного прядения. Генри VIII разместил множество фламандских рабочих — текстильщиков в Ковентри. Они принесли с собой новые методы прядения и ткачества, что сделало этот город центром текстиля на целое столетие. Лучшие шерстяные ткани произведенные в этом городе называли «Coventry Blue».

1520 год Франциск I, отец шелковой промышленности во Франции, заимствовал шелководство из Италии (Милан) и перенес эту технологию на берега реки Рона, где оно процветает до сих пор.

Франциск I развивал города Лион и Париж. Первый стал центром произвoдства красивых набивных тканей, а второй (Париж) — центром мировой моды и стиля в одежде.

1578 год Антверпен и немецкие земли притеснялись испанцами. Королева Елизавета для поддержки английских торговых фирм изгнала всех немецких торговцев из Англии, включая и торговцев текстиля. «Тевтонские» торговцы, находившиеся в Англии 600 лет, покинули ее.

1607-1831 годы В период промышленной революции происходили существенные революционные изменения в технике, в том числе и в производстве текстиля. Появилось много новых текстильных машин и устройств, пар заменил ручной труд и лошадиный привод. Англия становится основным производителем текстиля в мире. Америка начинает формировать свою текстильную промышленность.

1665 год В Массачузетсе принят декрет о том, что каждая семья обязана произвести пряжу и ткань в количестве пропорциональном числу женщин в семье. Слово «пряха» (Spinster) имеет первоначальный смысл «старая дева». Каждая семья в среднем производила ~ три фунта изделий из шерсти, хлопка или льна.

Декоративные ткани античного мира и Древнего Востока известны по памятникам изобразительного искусства и литературы. Археологи на раскопках в Египте нашли фрагменты льна с орнаментом, который был соткан во II тысячелетии до н. э.

Сказочная красота с древних времен-  китайские, главным образом шёлковые и «золотные» ткани, т.е. ткани с металлической нитью. Сохранились
фрагменты узорчатых тканей V-III вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и др. Орнамент китайских тканей — это геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения: круг, дракон, облака, иероглифы.

К китайским тканям близки по составу, текстуре и орнаменту японские ткани. На протяжении веков славились индийские хлопчатобумажные и шёлковые ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов, а также из сюжетных сцен.

Иран с древних времён вырабатывал изысканные шерстяные и шёлковые ткани: сохранились фрагменты прекрасных шёлковых тканей: их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В XV-XVII вв. высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, а также атлас и бархат; для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса.

Орнаментация византийских тканей испытала значительное воздействие античного и иранского древнего искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами.

Турецкие атласы и бархаты на бумажной основе украшали крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики. Итальянские ткани приобрели известность с XIV в. Расцвет их производства приходится на XVI-XVII вв. Наиболее известны венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным
узором, различные бархаты с геральдическим и растительным орнаментом, реже — с изображением зверей. Очень ценилась парчевые итальянские ткани.

Производство французских тканей, достигло расцвета в XVIII в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат, атлас и камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков телеграм
Aisha
Aisha
Была на сайте никогда
30 лет (21.07.1993)
Читателей: 3 Опыт: 0 Карма: 1
все 4 Мои друзья